продолжение:
Кортес не ошибся в своей уверенности в том, что шоколад покорит Испанию не хуже конкистадорского меча и мушкета.
Корабли, на которые были погружены захваченные у ацтеков какао-бобы и устройства для производства какао, стали настоящим открытием для Испании.
Испанцы не спешили распространять шоколад за пределы страны, сделать это не позволяли объёмы поставок. Да и рецептуру приготовления чудесного заморского напитка они старались хранить в секрете.
То, что начали делать с какао-бобами испанцы, уже было гораздо ближе к тому шоколаду, который известен нам. Новый рецепт включал в себя корицу, мускатный орех и любимый в Европе сахар. Перец чили исключили из рецепта, и шоколад от этого только облагородился, напиток теперь стал подаваться горячим. Эти изменения оказались шоколаду на пользу, и он стал очень популярным в богатых домах Испании, хотя оставался очень дорогим удовольствием из-за трудностей с поставками какао-бобов из Америки .
В XVII столетии люди приписывали шоколаду чудодейственные свойства и даже использовали его в качестве лекарства. Известный в то время целитель Кристофер Людвиг Хоффман настойчиво рекомендовал его как средство от многих заболеваний, подтверждая это удачным примером лечения кардинала Ришелье. Примерно к этому же времени относятся сведения об активной контрабандной торговле этим продуктом в Нидерландах, а немецкий император Карл V даже требовал монополии на продажу какао.
Правящая испанская знать почти сразу ввела огромные налоги на какао-бобы, и напиток индейских богов могли позволить себе здесь только избранные - то есть, согласно испанскому социальному устройству, те, кто были в состоянии за шоколад очень дорого заплатить. Готовый напиток стал поступать и в другие европейские страны - торговцы не упускали возможность заработать. В Европе этот модный напиток стали называть сначала "чоколат", а затем "шоколад".
Утечка секрета изготовления шоколада произошла естественным путем. Спустя 88 лет после подарка Кортеса, в 1615 году, случился династический брак Людовика XIII с испанской инфантой Анной Австрийской, и вкус шоколада узнала куртуазная Франция. Королева Анна очень полюбила этот напиток и, невзирая на недовольство отца - испанского короля Филиппа III, привезла рецепты мужу и приказала готовить шоколад для всего французского двора. Специально для этого во Францию была выписана молодая фрейлина Молина, которая искусно приготовляла королеве горячий шоколад. Мадемуазель Молина во Франции за неполных двенадцать лет обучила секретному искусству приготовления шоколада более шестисот человек.
Мореплаватели продолжали свои путешествия по просторам океанов и странствия по далеким экзотическим берегам. В их числе был итальянский путешественник Франческо Карлетти. Путешествие по Центральной Америке дало ему много впечатлений, и не только. Карлетти очаровался "чоколатлем" и, невзирая на запреты торговцев, стал всячески пропагандировать его в Испании, в Италии и в Южной Европе.
Сначала итальянец Карлетти привез в Италию из путешествия в Америку классический рецепт ацтеков.
Потом дотошные голландцы, тоже неустанные мореплаватели, выкрали или выменяли у испанцев рецептуру горячего напитка.
Потом, стараниями голландцев, шоколад появился в Германии и Бельгии.
Европейская знать вводит огромные налоги на какао-бобы, чтобы сделать напиток наслаждением для избранных. Шоколад занимает прочное место в жизни европейцев. О нем слагали легенды (согласно одной из них, первое дерево какао выросло не где-то, а именно в Райском саду), его объявляли панацеей от всех болезней (простуды, лихорадки, чахотки и других хворей), полагали, что божественный напиток вызывает сексуальное возбуждение и способствует долголетию.
Шоколад использовали и в недобрых целях: напиток какао обладал горьковатым вкусом и сильным ароматом, способным перебить привкус яда, а отравление, как известно, было в те времена самым популярным способом политического убийства.
Высшее духовенство тоже не осталось равнодушным к экзотическому напитку. Больше всего представителей католической церкви волновал вопрос, можно ли употреблять шоколад во время поста или же это следует считать грехом.
Папе Римскому Пию Пятому дали откушать шоколаду. Попробовав этот странный, темный, горьковатый напиток, Пий V высказался так: «Шоколад поста не нарушает. Не может же такая гадость приносить кому-то удовольствие!»
Так какао было официально допущено к употреблению самим Его Святейшеством Папой.
Все это не могло не способствовать еще большему признанию шоколада во всем мире, тем более что постепенно, благодаря расширению плантаций и развитию промышленности, он становился все более доступным.
Крепкий и горький шоколад долгое время считался исключительно мужским напитком. Но впоследствии люди научились добавлять в него молоко (первыми это сделали англичане в 1700 году), что придало шоколаду необходимую легкость.