продолжение:
А что же Россия? В Россию шоколад попал тогда же, когда и в Германию, - в восемнадцатом веке.
О, эти авантюрные истории, связанные с чашкой горячего шоколада! Русская история изобилует ими, и известными и канувшими в Лету...
Известно, что великая императрица, перевернувшая российскую государственную жизнь, да и всю российскую историю, царственная и очаровательная Екатерина Вторая, была любительницей горячего кофе. Когда Екатерина просыпалась - а вставала она очень рано, в половине пятого - в пять утра, летом с восходом солнца, а зимой затемно, - ей к столу подавали отнюдь не завтрак, а две чашки горячего кофе. Императрица умывалась одевалась, выпивала кофе и вставала за конторку - писать: государственные документы, письма своим европейским корреспондентам, собственные литературные опусы - пьесы и мемуары.
И достоверно известно, что в процессе этого творческого занятия "шальная императрица" не отказывалась и от чашки горячего шоколада, приготовленного искусными руками царского повара!
Горячий шоколад незаменим был в колючие петербургские морозы. Зима в Санкт-Петербурге, как известно, переносилась гораздо тяжелее, чем зима в Первопрестольной - суровые ветры с Финского залива валили с ног, обмораживали щеки дамам, продували насквозь кареты и повозки. После дороги в гости или пути на бал-маскерад по лютому холоду и метели - как хороша, благословенна была чашка горячего шоколада в горящем огнями хрустальных люстр бальном зале!
Потом наступил золотой русский девятнадцатый век. Горячий шоколад пивали и Александр Пушкин, и Михаил Лермонтов, и Карл Брюллов, и Александр Иванов. Царские балы не обходились без шоколада.
Триумфальное шествие шоколада по России продолжалось - шоколадом увлекались не только в столицах, но и в дворянских помещичьих усадьбах. Его подавали к столу в семействе Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Его изысканным вкусом наслаждались в семьях Гончаровых и Буниных, Аксаковых и Мамонтовых...
На смену напитку пришла шоколадная плитка, и Россия не замедлила откликнуться на вкусное новшество.
Первые шоколадные фабрики были открыты в Москве приблизительно в то же время, что и в других европейских городах - в середине XIX века.